К 88-й годовщине со дня образования СССР (история и современность)

16:17, 25 декабрь 2010
9 227
0

Всемирная  и отечественная история  имеют уникальную способность - на каждом новом этапе исторического развития повторяться в своих очередных чертах и особенностях. Поэтому учёт позитивного  опыта межнациональных отношений в СССР от начала его образования  в 1922 г. до середины 1880-х гг., когда эти отношения были  стабильны  и устойчивы,  достаточно востребованы, актуальны и в настоящее время .

«Секрет» этих отношений состоит в том, что при  образовании СССР в  конце декабре 1922 г. политика вновь  образованного советского союзного социалистического государства исходила из того, что в развитии наций и межнациональных отношений, при наличии у власти необходимой  политической воли, прослеживаются две основные тенденции. Первая состоит в развитии межнациональной интеграции и интернационализмаили  в сближении наций.

 Вторая  тенденция  –  в дифференциации наций и народностей, что выражается в их естественном и вполне понятным стремлении к самоопределению, к расцвету каждой нации в многонациональном российском государстве. Когда эти две тенденции   действовали при социализме в СССР равноправно, независимо от национальной принадлежности советских граждан  до начала горбачёвской перестройки, спровоцировавший процессы «демократической контрреволюции», приведшей к изменению общественной системы и распаду СССР в декабре 1991 г.,  удавалось  избежать конфликтов на межнациональной основе.

В связи с этим, возникает вопрос способна ли нынешнее  российское буржуазное государство и её правящая элита использовать советский       исторический опыт становления стабильных межнациональных отношений в СССР или пойдёт на  поводу криминальных, олигархических, компрадорских, финансово - промышленных элитных структур, для которых родина существует там, где хранятся их деньги ?

 Представители этих элит не хотят  повторить путь российской послеоктябрьской эмиграции, когда дворяне - князья, графы, белые офицеры были вынуждены работать простыми таксистами и официантами во Франции, Англии и Германии, чтобы прокормить себя и своих детей. Поэтому  основные капиталы олигархов, прочих «новых русских», проворовавшихся чиновников, продажных политиков, их собственность, дети и внуки  выведены из России  в страны «золотого миллиарда» или   в офшорные зоны типа Кипра и других экзотических островов. Более того, напряжённость в межнациональных отношениях позволяет проводить им политику «разделяй и властвуй», шантажировать  и запугивать общество, отвлекать его внимание от кризисной социально - экономической ситуации в российском обществе.

Каковы же были объективные  и субъективные факторы,  позволившие создать  советское федеративное  союзное государство  –  СССР ?

Во - первых, сказывался уровень экономической специализации и кооперации российских территорий, образовавший единый общероссийский рынок, сложившийся ещё в рамках российской империи и воспроизводящий интеграционные, объединительные  процессы  советскими  республик после окончания гражданской войны и при переходе к нэпу. Так, в декларации об образовании СССР говорилось: «Разорённые поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалась невозможным пр раздельном существовании республик

Во-вторых,   в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик, своеобразная советская конфедерация  политической осью которого была строго централизованная правящая партия РКП (б) и единообразная политическая система советов рабочих, красноармейских и советских депутатов всех уровней, что создавала политические предпосылки объединения от военно-политического союза советских республик к единому федеративному государств

В-третьих, идеологическая близость политических систем советских республик и их руководящих кадров, понимание невозможности существования и выживания без государственного объединения в условиях враждебного  внешнеполитического окружения и потенциальной угрозы иностранной военной интервенции. Как говорилось в декларации: «Само строение  советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы на путь объединения в одну социалистическую семью», а «неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения».

 В – четвёртых, понимание важности процессов национальной революции для строительства социализма в одной отдельно взятой стране  для чего было необходимо пересмотреть прежние представления о второстепенности национального вопроса по сравнению с классовыми противоречиями. Поэтому отказ от унитарной централистской модели советского государства , в пользу добровольно федеративной был не только временным, тактическим, но и принципиально – стратегическим, по сравнению с другим вариантами создания унитарного государства на основе культурно – политической автономии наций и народностей бывшей российской империи в составе РСФСР

 В – пятых, понимание опасности возникающего местничества и сепаратизма в партийно - советских  элитах советских республик, ставящих под угрозу перспективы их государственного объединения в ближайшей исторической перспективе.

В - шестых, в национальных советских республиках жила ещё память о русификаторской политике старого режима, о стеснение прав отдельных национальностей, боязнь повторения такой политики в новом виде и вкус к независимой власти, приобретённый  национальными кадрами в период революции и гражданской войны

Поэтому в советских республиках в начале 1920-х гг. были как сторонники унитарного, федеративного, так и конфедеративного варианта объединения, противоречия между которыми порой выражались не только в дискуссиях, но и в конфликтах на личной почве. В этой ситуации наиболее реалистичными и компромиссными оказались предложения  В.И.Ленина о образовании федеративного добровольного союза советских социалистических республик с гарантий равных прав внутри этого союза и возможностью свободного выхода из него. Этот вариант, в итоге .одобрили съезды Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

30 декабря 1922 г I Всесоюзный съезд Советов СССР  в основном утвердил  Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанный  председателями ЦИК четырёх вышеназванных республик - соответственно  М.И. Калининым, Г.И.Петровским, А.Г. Червяковым и Н.Н. Наримановым, ставшими одновременно  и председателями ВЦИК СССР. Так, в обновленном федераивном варианте было воссоздано тысячелетнее Российское государство, гарантирующее безопасность  существования и развития всем российским народам.

Конституционное оформление СССР заняло больше года ( 1923 – январь 1924 г.). В январе 1924 г. прошли съезды Советов союзных республик ратифицировавших Конституцию СССР, текст которой окончательно был утверждён II Всесоюзным съездом Советом 31 января 1924 г., через 10 дней после смерти В.И. Ленина.

Конституция  1924 г. узаконивала союз равноправных  и суверенных наций, провозглашала право на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик, созданных внутри страны или вне её.

На основе новой Конституции СССР разрабатывались конституции союзных и автономных республик, создавшихся в последующие годы. Так, уже в 1920 -е гг. образовались три новые союзные республики: Туркмения и Узбекистан, до этого входившие в СССР  и Таджикистан, отделившийся в 1929 г. от Узбекистана. В 1936 г. из состава РСФСР  вышли Казахская и Киргизская АССР и на правах союзных республик вошли  в СССР, а из ЗСФСР таким же образом – Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская СССР. В 1940 г. после присоединения к СССР  Прибалтики и Бессарабии – Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская СССР и Молдавская ССР. С 31 марта 1940 г. существовала также Карело-Финская ССР – 16 советская республика, преобразованная  16 июня 1956 г. в Карельскую АССР. В составе 15 советских социалистических республик, 20 автономных, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 128 краёв и областей  СССР просуществовал до декабря 1991г. Его площадь составлял 22,4 млн. кв. км. – одна четвёртая часть обитаемой суши, в нём мирно и развивалось проживало более 100 наций и народностей или по переписи населения в 1982 г. -  268, 8 млн. человек, а к последнему году существования СССР население приближалось к 290 млн. человек. В марте 1991 г. на всесоюзном референдуме, в котором приняло участие 80% граждан, имевших право голоса, 71,3%  высказались за сохранения СССР «как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности» и лишь 21,7% высказались против. По нынешним «демократическим» российским  выборам, в том числе и президентским  - результат более чем убедительный. Однако в ходе так называемого «нового-огарёвского процесса» с участием глав и представителей СССР и девяти других советских республик была проведена полная ревизия итогов референдума, в итоге которой вместо СССР предполагалось создать ССГ – союз суверенных государств, непонятной и расплывчатое конфедеративное объединение. Это означало конец существования СССР как единого государства и спровоцировало события  августа 1991г. в ходе которых был осуществлён первый контрреволюционный     государственный переворот, именуемой либералами - западниками «Славной   Августовской революцией». Начался форсированный демонтаж государственно-политический структур СССС  последовал  второй государственный переворот - Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 г. (Ельцин, Кравчук, Шушкевич), дополненные соглашением в Алма-Ате об образовании СНГ – союза независимых государства 21 декабря 1991г, согласно которым СССР прекращал с этого дня своё существование с 21 декабря. 25 декабря 1991 г., в  19 часов 38 минут произошёл заключительный акт омерзительного горбачёвско - ельцинского предательства -  над Кремлём был спущен красный союзный флаг.

 

Суворов В.П., к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ТвГУ

Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив